Татьянин день

Неравнодушные омичи подарили Новый год больным раком детишкам

Храм - место для дискуссий

Свет Вифлеемской звезды

В день мученицы Татианы

Отдавая дань памяти

Депутат Госдумы встретился со студентами

Необыкновенный подарок храму

 

 

 

 
 

 

Размах русской души

Развевающиеся ленты, сарафаны, кружащиеся пары, хороводы, песни, берущие за душу, удалое веселье, размах русской души - вот то, что является постоянным в таком институте народной жизни как вечерка. Оказывается и наши предки, наши прабабушки и прадедушки, умели веселиться. Только вот делали они это без пошлости, без употребления алкогольных и табачных изделий, что считается «модным » на современной тусовке. Чтобы поближе познакомить читателя с институтом вечерки, приведем историческую справку: «Зафиксировано два вида молодежных посиделок: будничные и постовые посиделки с обязательным «родительским наказом» - работой; и праздничные посиделки - вечёрки с весельем, поцелуйными играми, шуточными песнями. Если в первом варианте собирались одни девушки, и присутствие ребят было редким исключением, то второй вариант наоборот предполагал совместное времяпрепровождение.
Наибольше развитие и специфику вечёрка получила в Сибири в силу её природно-климатических условий: короткое лето, требующее огромного трудового напряжения в сельскохозяйственный период и очень длинная, суровая зима. В Сибири на вечёрку молодёжь собиралась по воскресеньям вне постового времени. Отличительной чертой вечёрки являлась совместная трапеза в форме чаепития. Традиция сроков сборищ молодёжи в избах в значительной мере зависела от местного климата: на Севере они начинались с конца сентября или начала октября. Вместе с тем открытие сезона посиделок приурочивалось в каждом месте к конкретной дате церковного календаря; на Иоанна Богослова (9 октября); на Покров (14 октября); на Козьму и Демьяна (14 ноября) и прочее. В Сибири рабочие посиделки начинались с середины сентября - с Воздвиженья. В Сургутском уезде вечерки устраивались круглый год, потому что там не было летней страды.
В Вечёрках принимала участие вся деревенская молодежь в возрасте женихов и невест, то есть 14 - 16 лет для девушек и 17 - 19 лет для парней, такие возрастные рамки наиболее распространены. Парни из других селений на вечёрку допускались, но не всегда и на разных условиях - в зависимости от того, зачем они приехали в деревню или село. Поведение их строго регламентировалось: запрещалось то, что разрешалось «своим», они могли лишь присутствовать на вечёрке. В свою очередь во время съезжих храмовых праздников «чужой» молодёжи было немало и те из них, кто приезжали в гости к родственникам, приходили на вечёрку без выкупа. Большим уважением пользовались «чужие» парни и девушки, гостившие во время Святок. Парни, пришедшие из соседних деревень не в гости, а только поиграть на вечёрке, должны были дать выкуп местным ребятам. В том случае, если «чужие» позволяли себе вольности, их немедленно выставляли с позором (вываляв в дегте или грязи) и отныне не допускали на вечёрку. Так же на вечёрку не допускались девушки, имеющие внебрачного ребёнка, либо худую славу. Это объясняется тем, что потеря девственности всегда считалась в крестьянской среде большим грехом.
Девушек на вечёрку приглашали парни, с этой целью они отпрашивали их у родителей. Интересен тот факт, что особенное отношение к святочным вечёркам сохранялось даже до Великой отечественной войны: родители, которые не отпускали своих дочерей на воскресные вечёрки, отправляли их на святочные, даже против воли последних.
По приходу в избу из среды молодёжи выбирался старшина, комиссар, генерал (енерал) либо бригадир - «начальник» вечёрки, в обязанности которого входило наблюдение за поведением молодёжи, соблюдение порядка и выбор игр, если село или деревня состояли из двух концов или сторон, то в каждом был свой «начальник», часто они имели разные названия. Вечёрочные игры, песни, танцы поражают своим количеством и разнообразием. Самой древней пляской является круговая (пляска на кругу), её бытование в Сибири зафиксировано повсеместно в среде русских старожилов. Большое распространение получили различные танцы, проникавшие в быт русского крестьянина с начала XIX века из городской среды и от переселенцев из западных губерний России и Белоруссии. В Омской области большинство кадрилей и других танцев были записаны от белорусских переселенцев.
Возвращались с вечёрок шумной гурьбой. Сначала парни провожали всех девушек до самых ворот, а затем сами расходились по домам, причем не допускалось отставание отдельных парочек, если подобное было замечено родителями девушки, она лишалась возможности погулять на вечёрке».
Вот такие вот гуляния когда-то жили на нашей земле. Лилась по земле русская песня: протяжная, лирическая, казачья, историческая... Каждый православный праздник был всеобщим, а не маленькой группы людей, которых считают странными, потому что они «ходят в церковь и ставят свечки». Все было свое, родное - от частушки до былины, от вышитого манжета до свадебного сарафана - все было пропитано русским духом, духом Православной веры. Что же мы видим сейчас? Непонятно зачем кто-то подменил испокон веку бывшие идеалы русского народа на прозападные, пагубные для русского человека.
И вот, в последние десятилетия, некоторые представители интеллигенции, остро переживая за утраченную народом свою родную культуру, занимаются сбором фольклора - сбором этнографических материалов, песен, традиций, образцов народного костюма. Это движение представлено и в нашем городе Омске. Восстановлением и сохранением традиций занимаются такие центры как: Сибирский культурный центр, центр патриотического воспитания детей и молодежи «Пересвет», центр воинских традиций «Хорт». Также существует множество центров и ансамблей по всей Омской области, по всей России. Существуют факультеты посвященные изучению традиции и этнографии. И очень радостно, что сейчас люди начали хоть немного осознавать ошибки прошлых лет, стали стремиться к своим корням. Конечно, сейчас народная культура из собственно народной стала элитарной, поскольку очень не легко выветривается стереотип, привитый за XX век, но для тех кто просто захочет посмотреть: «А что же такое моя собственная культура?» - она доступна как никогда. Вечерочные центры ждут всех желающих.
Собирание традиций дело очень кропотливое. Этнографические экспедиции, чьей задачей это, собственно, и является, проводятся в деревнях и селах по России, Украине, Белоруссии, в частности и в нашей Омской области. Происходит это следующим образом: группа фольклористов опрашивает местное население на предмет наличия и знания традиционных песен, устоев, ремесел и так далее. Все собранные материалы не просто тщательно сохраняются, а получают новую жизнь - ремесла заново осваиваются, традиционный костюм кроится на современной ткани, песня разучивается фольклорными коллективами, тщательно сохраняющими традиционную манеру пения. Таким образом, наша культура еще пока живет, и нужно всячески стараться не дать ей погибнуть, ведь нет ничего хуже народа безкультурного, не имеющего «царя в голове».
Также, наши омские фольклористы активно сотрудничают с коллективами из других городов, «фестивалят», как они сами любят говорить. Так, коллектив «Сретение» побывал в г. Екатеринбурге на фестивале «Димитриев день», проводившийся с 6 по 8 ноября. Фестиваль этот, мужской традиционной культуры, приурочен к Димитриевской родительской субботе, днем поминовения усопших воинов - защитников Государства Российского. Воистину, русский народ исконно православный, и настоящая «народность» не мыслима без Православия. Поэтому и все праздники, все гуляния народные такие воздержанные и целомудренные, но в то же время веселые и захватывающие. Каждый элемент имеет свой смысл, будь то стеношный бой, который способствует разрядке и избавлению от отрицательных эмоций перед постом, либо обряд окручивания невесты, когда одна девичья коса расплетается на две женские, и голова молодой покрывается головным убором, либо платком, символизирующим покорность перед супругом. Настолько была осмыслена русская наша культура, всему было свое время - «делу время, а потехе час» - и свадеб в пост не играли, и Бога чтили, и родителей.
Слава Богу, что наш город Омск занимает не последнее место в деле возрождения русской традиционной культуры. И коллективов фольклорных у нас много, и гуляния народные проводятся в городе, и вечерки. В храме Св. Мчц. Татианы, студенческом приходе Омского Государственного Университета, вечерки проводятся каждое воскресение, естественно, в непостовые недели. 22 ноября состоялась последняя вечерка перед рождественским постом. Во время же поста традиционны постовые посиделки - поются постовые песни, духовные стихи, кроятся и шьются праздничные костюмы к Рождеству. В приходе св. мц. Татианы - студенческого храма Омского Государственного Университета - они проводятся каждое воскресенье. Надеемся, что сердца наши еще открыты чистой и смиренной радости. Милости просим!

Мария Карпачева, фотограф: Сергей Юрлов.

 

 
 

Проекты
Полезное

Икона дня:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви

Благотворительный центр 'Радуга


Фотогалерея