Татьянин день

Неравнодушные омичи подарили Новый год больным раком детишкам

Храм - место для дискуссий

Свет Вифлеемской звезды

В день мученицы Татианы

Отдавая дань памяти

Депутат Госдумы встретился со студентами

Необыкновенный подарок храму

 

 

 

 
 

ЕВХАРИСТИЯ

« Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.  Я есмь хлеб жизни.  Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;  хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.  Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:47-51)
Телесная жизнь поддерживается питанием. В нашем мире все тленно и смертно  вкушение пищи этого мира означает причастие тлению. В Церкви же предлагается нетленная, животворная пища в Таинстве Причащения.
Мы с вами уже говорили о том, что первыми из людей были при­чащены Самим Христом на Тайной вечере апостолы. Теперь в хра­мах эти Дары предлагаются для вкушения всем христианам.
Причащение - это Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство вечно соединяется со Христом, становясь причастником вечной жизни.

 

 

 

(часто задаваемые вопросы...)

ЕВХАРИСТИЯ

1/Везде встречаюсь с тем, что Причастие - самое важное таинство в христианстве, чуть ли не важнее креще­ния. Но почему?

 Евхаристия - это Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и ис­тинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам "жизнь с избыт­ком", избрал для этого не какой-нибудь мыслительный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека - через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проник­нуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, что­бы и мы до конца приобщились Ему. Наше участие в этом Таинстве, приобщение Чаше Жизни дает нам все, что есть в Церкви - оправдание, освящение, бессмер­тие. Все Таинства созидают Церковь: но Евхаристия - даже выше того: она и есть эта созидаемая Церковь. Евхаристия и Церковь - понятия почти тождествен­ные. Евхаристией связываются люди в Тело Христо­во: все мы причащаемся Одного и Того же Христа, Его Святейшие Тело и Кровь проходят до последних частиц нашего существа - и мы становимся через это ближе, чем братьями и сестрами: одним Телом, в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Через Евхари­стию мы живейшим образом связываемся и с Церко­вью Небесною. Евхаристией земля и Небо соединяются в одно, неделимое, вечное, но и здесь уже, на земле сущее, Тело Христово.

Таинством Евхаристии как бы "навершаются" прочие Та­инства: без Причащения Святых Христовых Тайн все про­чее не то, чтобы недейственно - вовсе нет; каждое Та­инство есть действие всесильной и всеполной благодати Божией; но некоторым образом несовершенно, подгото­вительно, недостаточно. Это видно из самого устроения Церкви: Церковь вменяет нам в обязанность регуляр­ное причащение; прочие же Таинства принимаются нами либо один раз (Крещение, Миропомазание, Священство, в идеале - Брак), либо употребляются по надобности (По­каяние, Соборование). По канонам Церкви человек, пропу­стивший три воскресения подряд без участия в Евхаристии, т.е. без причащения, тем самым ставит себя вне Церкви. Нельзя говорить, что Крещение "менее значимо", вовсе нет; но Крещение - начало церковной жизни христиа­нина, а Евхаристия - ее центральный пункт; одно при­водит к другому.

1.Словосочетание "Тело и Кровь Христовы" несколько режет слух. Почему Святые Дары носят такое на­звание? У многих людей оно вызывает неприятные ассоциации.

Святые Дары носят такое название, во-первых, пото­му, что так их назвал Сам Христос, а во-вторых, пото­му, что эта формулировка точно, прямо и недвусмыслен­но показывает саму сущность Святых Христовых Тайн.

 Что же касается того, что "режет слух" - в христиан­стве вообще очень много чего режет не только слух, но и вообще устои существования большинства людей. Возь­мите начальные, элементарные христианские вещи - не блудить, быть целомудренным; не гоняться за деньга­ми, используя людей как цель; быть просто порядоч­ным человеком; судить себя и жизнь по Евангелию - все это может быть чрезвычайно неприятно современному че­ловеку. Истины Христовы острее бритвы, и это факт, с принятия которого, собственно, и начинается христианская жизнь.

 2.Я верующий православный христианин, но в церковь хожу редко. Слышал о том, что если человек не исповедуется и не причащается, он не может считаться настоящим членом Церкви Христовой. Я хотел бы знать, зачем нужно причащаться, если и без этого я верю и чувствую свою причастность к Русской Православной Церкви?

 Должен Вас огорчить. Ваша оценка самого себя как "верующего православного человека" не соответствует действительности. Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под "чувством принадлежности к Русской Православной Церкви" (освящение куличей? окунание в проруба в ночь под праздник Богоявления? радость о победе св. Димитрия Донского на Куликовом поле?), но если Вм только "слышали" о том, что христианину необходимо часто исповедоваться и причащаться, не понимая при этом, зачем это нужно, то Вам необходимо "снизить планку" Вашей самооценки и счесть себя только лишь, вступившим на церковный порог. Это позволит Вам начать учиться христианской жизни: прочитать Новый Завет, святоотеческие книги (рекомендуют начать со святителя Феофана Затворника) и церковно-научную и церковно-практическую литературу; спрашивать, если Вам что непонятно, священников ближайшего к Вам храма, влиться в жизнь церковной общины. Тогда Вы обретете подлинную причастность ко Христу и Его Церкви, и заданный Вами вопрос отпадет.

  3. Я - новоначальный христианин. Долгое время никак не мог решиться приступить к Святым и Страшным Хри­стовым Тайнам. Сейчас чувствую, что внутренне готов этому шагу. Но, как я знаю, необходимо как-то гото­вься к этому Таинству. В чем заключается подготовка Причастию?

 Главная подготовка уже совершилась в Вашей душе - то Ваша готовность приступить ко Христу. Надо знать, что самое важное - алкать и жаждать Христа, не только осознавать, но и чувствовать всем своим су­ществом, что без Него нет жизни, что только приобща­ясь к Нему, мы получаем свет и смысл существования, силу, крепость, разум, здоровье, мир, радость, счастье, любовь и бессмертие. Не всегда душа человеческая мо­жет пребывать на такой высоте, и, я бы сказал, "остро­те" осознания этого. Поэтому для того, чтобы восста­навливать, "возгревать" в душе чувство жажды жизни во Христе, Церковь предлагает и внешнюю подготов­ку, заключающуюся в воздержании, отрешении, по воз­можности, от бытовой суеты, усиленной молитве, посе­щении богослужений и чтении молитвенного Правила перед Причащением. Смысл всех этих правил в то ,чтобы помочь душе придти в соответству­ющее духовное настроение.

 4. Последнее время меня очень волнует один вопрос. Он возник после того, как я поймал себя на мысли, что не глубоко ощущаю момент принятия Святых и Страшных Христовых Тайн. Все происходит несколько механиче­ски, без глубокого осознания. При таком, поверхностном по сути дела отношении к Причастию, не возникает ли ситуация, что оно только "в суд и осуждение"?

 

Обычно христианин причащается с великой духов­ной радостью и воодушевлением. Но не всегда мы во время и после Причащения испытываем те или иные чувства. Это происходит по двум причинам: во-первых, Сам Господь скрывает их от нас, чтобы мы искали не "чувств", а жизни во Христе, а она свидетельствуется прежде всего решимостью и силой исполнять Его запо­веди; во-вторых, душа человеческая - не раз и навсегда заведенная "машинка"; она может и уставать от духов­ного напряжения; в моменты такой усталости душа не в состоянии отчетливо ощущать духовные вещи. Здесь нужно смотреть по ситуации. Если Вы причащаетесь регулярно и часто, то возможно дать себе некий от­дых и пропустить Причастие один или два раза. Если это - испытание от Господа, то нужно постараться вы­яснить, какова его причина. Дело в том, что Причаще­ние Святых Христовых Тайн не должно рассматривать­ся "в отрыве" от всей христианской жизни. Главнейший критерий ее правильности - христианский взгляд на все, вплоть до самых мелочей нашего существования, и возможность во всех этих мелочах (не говоря уже о бо­лее "крупных" вещах) применить и исполнить заповеди Христовы. Если наше нравственное чувство все более и более утончается, если мы судим обо всех сторонах жизни все более и более правдиво и евангельски, если мы реально начинаем исполнять заповеди Божий, если осуждение и недовольство людьми от нас постепенно отходит и заменяется жалостью, сочувствием, состра­данием, пониманием, любовью, если в нас все более и более усиливается жажда жизни со Христом - то мы должны осознать в этом плод действия Тела и Крови Христовых, которым мы более или менее часто приоб­щаемся. Если же для нас Причащение - нечто, никак довлеющее, и никак не влияет на нашу христианскую жизнь, то не только те или иные духовные чувства пе­рестанут ощущаться нашей душой, но и, действитель­но, "раздвоение" между Таинством и жизнью может по­служить нам в суд и осуждение. Причащение Святых Тайн неотделимо от евангельской жизни - вот глав­ное, о чем нужно помнить. А то бывает так, что человек полон ненависти к, скажем, людям другой националь­ности, или к тем, кто мыслит о частностях церковной жизни чуть иначе, чем он, и т.п. И вот такой "ревнитель православия", считающий даже порой эту свою ненависть делом правым, подходит к Чаше и вкушает Тело и Кровь Бога Любви... естественно, ничего хорошего из этого получиться не может.

  6. Принимая Святые Тайны, очевидно, что этот день мы должны провести как-то особенно. Что говорит по этому поводу Церковь? Как нужно себя вести весь оставший­ся день, после причастия? Правда, что в этот день нель­зя работать? Я слышала, что даже говорить в этот день нежелательно, чтобы не растерять полученную благо­дать. Это так?

 Действи­тельно, после Причастия не хочется рассеиваться, душа требует провести хотя бы первое время после приобщения Христу в уединении, сосредоточении, благоговении, некотором отдыхе от всякой суеты.
Но  дело не в работе. "Растерять благодать" (если уж употреблять этот термин) можно лишь от греха; если же Ваши обстоятельства понуждают Вас что-то делать, или с кем-то общаться, то и делайте это - безо вся­кого смущения. А "особенное" для людей внешних, но обыкновенное для христиан ровное, мирное, немного­словное, молитвенное и радостное для ближних прово­ждение времени должно быть не только в день Прича­стия, но и во все дни нашей жизни. И это тот критерий, по которому мы можем узнать степень "духовной поль­зы", которую, в числе прочего, доставляет нам Таин­ство Евхаристии.

 7. Как часто для православного христианина необходимо причащаться?

Это вещь индивидуальная. По церковным правилам - не реже, чем один раз в три недели. Для сознательно жи­вущего христианина невозможно причащаться реже, чем один раз в месяц. Многие причащаются и чаще: раз в две недели, или и каждую неделю. Здесь необходимо сказать, что не само по себе частое причащение имеет значение, а христианская жизнь, которую ведет человек. То, как часто христианин причащается, должно исходить не из какой-нибудь "схемы" ("непременно, во что бы то ни стало, невзирая ни на что, причащаться раз в десять дней"), а из внутренней потребности христианина. Чем чище, духовнее и нравственнее его евангельское существование, тем большую и частую он испытывает потребность при­общаться Христу. Поэтому исходить в этом вопросе нуж­но именно из христианской жизни, ее полноты и напря­женности, а не из каких бы то ни было иных соображений.

8. У меня, к сожалению, нет возможности посещать вос­кресную службу. В любой ли день есть Литургия, когда можно причащаться взрослому человеку?

 Если в храме совершается ежедневное богослужение (бывают церкви, в которых служат только по воскресным и праздничным дням), то, кроме понедельников, вторни­ков и четвергов Великого Поста, Вы, должным образом подготовившись, беспрепятственно можете причащать­ся Святых Христовых Тайн.

9. Зачем во время принятия Святых Христовых Тайн руки складывают на груди?

 Такова церковная традиция - в знак благоговения пе­ред Телом и Кровью Христа мы крестообразно склады­ваем руки на груди.

10. Подходя к Чаше, я часто сталкиваюсь с тем, что по­стоянные прихожанки, как правило, бабушки, настаивают на том, чтобы первыми причащались мужчины. Поче­му принято к причастию первыми пропускать мужчин? И принято ли? - может, это очередные правила, уста­новленные самими "бабушками"? Объясните, пожалуй­ста, смысл этого установления.

 Дело здесь вовсе не в бабушках. Это изначальная цер­ковная традиция - когда мужчины первыми подходят к Таинству. Современное "эмансипированное" сознание может усмотреть здесь даже и своеобразную "дискре­дитацию" женского пола... но в Церкви все зиждется на библейских основаниях, согласно которым, хоть женщи­на нисколько не "хуже" и не "ниже" мужчины, но сна­чала был сотворен Адам, а затем Ева, и мужчина имеет, так сказать, "первенство чести", которое и проявляется в церковном чине.

 11.  Меня давно волнует один вопрос, но у священника на исповеди как-то неловко об этом спрашивать. Входит лив пост перед принятием Святых Таинств воздержание от супружеской близости?

 Да, подготовка к Причастию предполагает непре­менное воздержание от супружеской близости за не­сколько дней (минимум - один-два дня) перед участи­ем в Таинстве.

•12.  У меня маленькая дочь. Скажите, пожалуйста, рас­пространяется ли на маленьких детей запрет на приня­тие пищи и воды перед причастием? Я слышал, что младенца перед причастием полага­ется не кормить и не поить с полуночи. С какого воз­раста?

 Ровно с того возраста, с которого ребенок может без напряжения выдержать отсутствие еды и питья. Очевид­но, что это никак не может относиться именно к младен­цам. Категорически нельзя превращать для детей Цер­ковь в изуверство. Дисциплинарные правила Церкви относятся к взрослым людям, на маленьких детей они не распространяются.

13.  Я столкнулась с такой ситуацией, что на Литургии Преждеосвященных Даров мне отказали в причащении младенца; взрослые же причащались. Почему на Литур­гии Преждеосвященных Даров не могут причащаться младенцы, но только взрослые?

 Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Да­ров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

14. Мы несем к причастию маленьких детей, идем сами и все причащаемся из одной ложки, которую священник до конца даже не опускает в Чашу. Как быть, что делать? 

Ничего не делать, а главное - не волноваться. Ни­когда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевал. Это величайшее Таинство Церкви, данное нам в числе прочего и во исцеление души и тела; и Господь не посрамляет веру христиан.

15.  Зачем Причастие запивают так называемой "теплотой" и заедают кусочком просфоры? 

Для того, чтобы в устах не оставалось ни малейшей частицы тела и Крови Христовой, и чтобы случайно не произошло неблагоговейное с ними обращение (когда, например, человек покашляет, и частица Святых Дарон вылетит изо рта). Этим Церковь подчеркивает свое ве­личайшее почитание Святых Даров, оберегая малейшую часть их как зеницу ока.

16. Можно ли после причащения Святых Тайн прикла­дываться к руке священника и к иконам, а также со­вершать земные поклоны? Я слышала разные мнения на этот счет.

 Обычно в знак величайшей духовной радости причаст­ник не делает земных поклонов в день причастия (тем бо­лее если оно совпадает с воскресным или праздничным днем). Но если в душе есть потребность сделать земной поклон, то никакого препятствия, особенно в домаш­ней обстановке, к этому нет. Прикладываться к иконам, руке священника, кресту и прочим церковным святыням после причастия вполне можно.

 

 
 

Проекты
Полезное

Икона дня:

Омская и Тарская епархия Русской Православной Церкви

Благотворительный центр 'Радуга


Фотогалерея